авторизация

Подписка на новости

Имя:

Email:

(1 - user rating)

Остров проклятых (Мотогонки)


Каждый год, в конце мая – начале июня, на острове Мэн близ Великобритании царит аншлаг. Люди со всего мира съезжаются поглазеть на удивительную мотогонку. Прилизанность и налет гламура Формулы 1, элитарность Moto GP – все это здесь отсутствует как класс. Проезд по городским дорогам со средней скоростью 210 км/ч скорей напоминает игру в русскую рулетку, чем такие привычные нам гран-при авто/мотоспорта.

 


Среди гонщиков вы вряд ли найдете знакомые фамилии, равно как и не встретите охотников за деньгами и славой – слишком уж высоки ставки. Безусловно, участники знают, на что идут – каждый год тут отдает Богу душу минимум один человек, а самый легендарный гонщик этого острова закончил свою жизнь в далеком Таллинне, не справившись с управлением и врезавшись в дерево.
Но все это, по видимому, мало интересует местных безумцев – привычно улыбающиеся лица, привычная суматоха перед стартом, репортеры, интервью – все как обычно, будто гонщикам предстоит прокатиться пару кругов по местному картодрому, а не принять участие в самой опасной в мире гонке под названием Isle of man TT.

 


Экскурс в историю
Флаг и герб острова Мэн, странные и слегка отдающие гротеском, под стать самому острову.
Данное мероприятие уходит корнями в далекое прошлое – статус самой старой мотогонки на Земле говорит сам за себя. Первый крупный заезд был проведен аж в 1907 году, когда мотоциклы были скорей похожи на велосипеды с моторчиками (и подобное сравнение недалеко от истины). Победителем стал некто Чарльз Колльер – при средней скорости в 61,5 км/ч бедняге пришлось ехать больше четырех часов, чтобы преодолеть гоночную дистанцию.
В 1923 году в «программе развлечений» появились гонки на Sidecar’ax– таких себе мотоциклах с колясками – в то время как водитель мчит во весь опор, пассажир мотоцикла судорожно пытается придать своему телу наиболее «аэродинамичное» положение, используя для этого самые различные позы. Неудивительно, что столь веселое действо, пусть оно и не очень привычно с точки зрения мотогонок, но все же надолго прижилось в программе мероприятия Isle of Man TT.


Древний образец Sidecar’a

К тридцатым годам прошлого века мотогонки на острове Мэн начали считаться самыми престижными в мире. Профессионализм гонщиков вырос, равно как и скорости их двухколесных товарищей. Золотое время продолжалось, пока Великобританию не накрыло Второй мировой войной – как и многие другие спортивные мероприятия, Isle of Man TT тогда пришлось свернуть.
Впрочем, после войны рев моторов быстро вернулся на остров, который, помимо всех прочих мероприятий, стал местом проведения новоиспеченного чемпионата мира по кольцевым мотогонкам, ныне в народе известного как Moto GP (хоть по факту Moto GP – лишь один из трех классов этого соревнования).


Постер родом из 50-х
Гонки на двухколесных монстрах никогда и нигде не были безопасным видом спорта, но скромный остров близ Британии предлагал нечто особенное: участники ехали туда словно повидаться с самим Дьяволом – настолько опасным был маршрут заезда. Схожие чувства испытывали гонщики Формулы 1, нарезая круги по Северной петле Нюрбургринга.
Постоянные споры насчет безопасности не утихали на протяжении десятилетий. В конце-концов, к середине 70-х остров насобирал такое количество трупов, что некоторые гонщики просто отказались ехать туда на очередное гран-при. Это был приговор – в 1977 году британский гран-при переехал на Сильверстоун, а сам чемпионат мира больше никогда не возвращался на проклятый остров.
С потерей права принимать главную мотогоночную серию, Isle of Man TT утратил и львиную долю своей популярности. От некогда наизнаменитейшего в мире «двухколесного» мероприятия остались лишь следы былой славы, да мрачные пересуды о невероятных опасностях, которым подвергают себя гонщики на этом острове.


И слухи эти были не напрасны. К нашему времени остров Мэн насобирал уже 239 смертельных случаев, и это только во время официальных заездов. «Неплохо» как для гонки, занимающей, по сути, парунедель в году. Сколько на острове погибло простых обывателей, соблазнившихся идеей покататься по дорогам без ограничения скорости, – не счесть.
Власти острова Мэн агитируют за аккуратное вождение. Благо, печальных примеров предостаточно
К нашему времени Isle of Man TT серьезно поутратил в известности, но остался прежним в остальных компонентах – скорости растут, устанавливаются новые рекорды, а гонщики гибнут, как на конвейере.


Snaefell Mountain Course или просто Mountain Course
Длина круга гонки Isle of man TT просто огромна – 60.7 км. Трасса проходит в самых разнообразных местах – от городских улочек до обширных холмов, впрочем, все сектора объединяет одно – они невероятно опасны. Зоны безопасности, гравийные ловушки, отбойники из шин – это не хардкор, это не для острова Мэн. Весь маршрут пролегает по дорогам общего пользования, со всеми вытекающими – за пределами трассы гонщика ждет в лучше случае тротуар и газон чьего-нибудь уютного дома, в худшем – обрыв.
Рекордов круга в самых разнообразных категориях мотоциклов наверное где-то с десяток, но абсолютный рекорд был поставлен в классе Senior TT (где, по сути, соревнуются те же мотоциклы что и в самом скоростном классе Isle of man TT – Superbike) Джоном Макгинессом в 2009 году - 17:12.30 (средняя скорость – 211.754 км/ч).


В целом, этот гоночный трек больше всего походит на трассы из какого-нибудь Need for Speed, где пейзажи сменяют друг друга с поразительной скоростью, а городские участки с извилистыми улочками неожиданно переходят в горный серпантин.
Извилистые дороги холмистых участков трека таят в себе немало опасностей.


Формат
Isle of man TT проходит один раз в год и занимает около полутора-двух недель. Вначале несколько дней идут практика и квалификация, и времена круга на последней определяют порядок старта во время самих гонок. В последующую неделю проходят непосредственно соревнования в разных классах, по нескольку за день.
Так как заставлять гонщиков контактно бороться друг с другом на подобной трассе, мягко говоря, небезопасно, все заезды проводятся в формате time trial (то есть учитывается время прохождения дистанции гонщиками, а не порядок, в котором они финишируют). На старт участников выпускают по очереди, с интервалом в 10 секунд.


Основной набор забав на данный момент состоит из Superbike TT – самый скоростной класс мотоциклов, Senior TT – «главная» гонка, проходит, в общем-то, все на тех же «супербайках», Superstock TT – ненамного медленнее Superbike, пара гонок в классе Supersport – тут уже соревнуются агрегаты чуток похуже, также присутствуют две гонки Sidecar – тех самых мотоциклов с колясками, и, с недавнего времени, гонка электрических байков. К последней еще пару лет назад отношение было скептическое, но со временем публика более-менее привыкла к соревнованию футуристических изделий (едут они, правда, не очень быстро – в среднем проигрывают 4-5 минут с круга своим собратьям из класса супербайков).


Электрические мотоциклы, они же TTZero.
В целом, формат соревнования больше напоминает шоу, обзоры мероприятия по большей части посвящены интервью с известными гостями и участниками, а не самим заездам, гонки же могут быть банально отменены из-за плохих условий. Хвост пелетона не показывают вообще, всю погоду в трансляции делают 5-6 известных гонщиков, большинство из которых выступает во всех значимых классах.
За 40 с лишним лет изменилось не так уж много.
Но что отличает это шоу от любого другого – смертельная опасность, которой подвергают себя все без исключения участники. Здесь нет никакой постановки, нет игры актеров. От самого старта до клетчатого флага гонщик остается один на один с трассой, причем трассой подлой и коварной, забравшей не одну сотню жизней за время своего существования. Поэтому, пусть Isle of Man TT больше и напоминает развлекательное шоу, чем привычные нам гран-при, но гонки-то тут самые что ни на есть настоящие, а местные гонщики – адреналиновые наркоманы до мозга костей, с долей безумия в горящих глазах.


Персонажи
Когда смотришь IsleofManTT, волей-неволей начинаешь понимать, какими были пилоты сурового прошлого. Пока в Формулу 1 приходят технологии, сводящие риск серьезной травмы до приемлемого минимума, а вместе с ними появляются и многочисленные рента-драйверы, симуляторщики и т.д., пока гран-при MotoGP все больше переезжают на тилькедромы, пытаясь хоть как-то обезопасить своих мотоциклистов, для участников соревнований на острове Мэн не меняется ничего, кроме постоянно растущих скоростей.

Победителя на финише приветствует небольшая толпа, впрочем, количество фанов не сравнимо с Формулой 1 или MotoGP
Мотогонщики всегда были немного не похожи на обычных людей. Это становится очевидно практически сразу, как только видишь сквозь забрало шлема их горящие глаза во время прохождения очередного поворота. Гонки на двухколесных монстрах сами по себе являются одним из самых экстремальных проявлений людской жизнедеятельности, а их уличные аналоги, подобные мероприятию на острове Мэн, и вовсе по части экстремальности уступают разве что войне.


Поэтому и наездники тут особые.
Даже самые титулованные победители мало похожи на прилизанных кинозвезд, видно, что их интересует лишь одно – скорость. Распылять внимание на что-либо другое просто нету смысла – не за тем они сюда приезжают каждый год. Возвращаясь на остров Мэн снова и снова, они утоляют свою адреналиновую жажду, а заодно и зарабатывают себе славу одних из самых отчаянных сорвиголов на планете.
Давайте же вспомним самых успешных из тех, кто ходил за ручку со смертью по коварным дорогам этого острова.
Самый титулованный из ныне выступающих участников, со своими 19 победами ближе других подобрался к пока непоколебимому рекорду Данлопа-старшего.

 


Гоняться начал в 90-х, едва выйдя из подросткового возраста, и с успехом выступает и по сей день. В отличие от овеянного легендами Джоуи Данлопа, является личностью довольно непримечательной: не выделяется ни экстравагантной внешностью, ни поражающими воображение поступками (не считая, конечно, его профессии как таковой). Свободное от гонок время старается проводить в кругу семьи, в родном Моркаме, являясь, кстати, почетным жителем этого города.


Однако в борьбе на трассе с Макгинессом мало кто сравнится. Предпочитая более «тяжеловесные» байки, британец неоднократно устанавливал рекорды круга на острове Мэн, в том числе и абсолютный рекорд трассы, датированный 2009 годом. Любовь к «тяжелым» классам, впрочем, не мешает Макгинессу штамповать победы и наSupersport, и на «ультра-легких» мотоциклах.
Сейчас ему 40, за плечами 16 сезонов выступлений на IsleofManTTи 19 побед. Перед каждым новым мероприятием имя фаворита неизменно вот уже много лет – Джон Макгинесс, и если он продолжит выступать в том же духе, то, вполне возможно, превысит планку в рекордные 26 выигрышей.


«Море по колено» - наверное, лучшая характеристика для спортивной карьеры Майка Хэйлвуда
Один из самых эпичных пилотов в истории часто оказывается незаслуженно забыт болельщиками. Если окинуть взглядом его карьеру, становится понятно, что британец успел побывать фактически везде, пройти все круги ада, и выбраться оттуда живым-невредимым.
Уже с 18 лет Майк начал гоняться в чемпионате мира по мотогонкам. Этот турнир в 60-е значительно отличался от нынешнего формата, так что Хэйлвуд умудрялся выступать параллельно во всех трех классах мотоциклов. Итого, за 10 лет участия в чемпионате британец насобирал 152 старта, 76 побед и 9 чемпионств в различных сериях. Параллельно с этим неудержимый MikeTheBikeвыступал еще и в Формуле 1 – в 1963-1965 годах, и даже набрал одно очко. Кроме того, британец успел заработать подиум на 24 часах Ле-Мана 1969 года.
Плоды бурной молодости – еще до участия в чемпионате мира полки дома у Майка ломились от трофеев.


В общем, Майк был, что называется, мастером на все руки, но основную славу ему принесли именно выступления в мотогонках. Помимо многочисленных чемпионств в мировом первенстве, на счету Хэйлвуда также 14 побед на IsleofManTT, где он выступал с 1958 по 1967, а также в 1978-1979 годах. Последний временной промежуток выдался особенно эпичным, но давайте обо всем по порядку.
В 1968 году Хонда, в которой выступал Майк, не смогла участвовать в мировом чемпионате, тем не менее руководство команды решило заплатить Хэйлвуду 50 000 фунтов (в нынешнем эквиваленте – около миллиона долларов), чтобы британец в их отсутствие не выступал за другие коллективы.


Внезапно освободившийся от своей основной работы Майк без дела долго не сидел, и решил начать карьеру на четырех колесах. Имея за плечами небольшой опыт выступлений в Ф1 в 1963-1965 годах, а также имея возможность полностью сконцентрироваться на автоспортивных мероприятиях, Хэйлвуд провел свой второй отрезок в Формуле 1 куда успешнее, чем первый. В 1971-1974 годах на его счету числятся 38 стартов в гран-при, около 30 набранных очков, и даже два подиума.


В те суровые времена болиды Формулы 1 были едва ли не опаснее гоночных байков
Закончил Майк свои выступления в Королеве автоспорта после тяжелой травмы, полученной во время гран-при Германии 1974 года. Казалось бы, время уже и завершать спортивную карьеру, но британец напоследок успел еще раз «зажечь».
В 1978 году Хэйлвуд, которого все уже порядком подзабыли, внезапно вернулся на остров Мэн. Не в чемпионат мира по мотогонкам и не в Формулу 1, а именно на остров Мэн, потому что именно он был Меккой всех безумцев вроде Майка, которых адреналиновая жажда гоняла по всему миру, но которые по-настоящему насыщались лишь здесь, на проклятом острове.

 


Мало кто верил, что 11 лет не садившийся на гоночный байк британец сможет что-то показать, но он был не просто конкурентоспособен – он выиграл гонку, после чего приехал на следующий год, и выиграл еще одну – SeniorTT. Повергнув своим триумфальным возвращением публику в глубокий шок, 39-летний Майк решил завершить карьеру, теперь уже окончательно.
Но увы, спокойно дожить свой век Хэйлвуду не удалось. Вскоре после своего ухода из спорта, 21 Марта 1981 года, Майк погиб в аварии, столкнувшись с грузовиком. Вместе с ним погибла и его маленькая девятилетняя дочь, находящийся в той же машине сын выжил, отделавшись незначительными ушибами.


Но это еще не все сюрпризы, которыми британец смог одарить нас за свою короткую, но невероятно яркую жизнь. Его бывшая подруга Элизабет Маккарти рассказала удивительную историю: когда Майк пришел к ней просить руки и сердца, она ответила, что не очень-то горит желанием выходить замуж за человека, который в каждой гонке рискует погибнуть. Тогда он рассказал ей, как предсказатель в Южной Африке открыл ему, что он не доживет до 40 лет, и что погибнет он от грузовика. Быть может, именно поэтому британец так отчаянно бросался участвовать во всех гоночных сериях мира, не боясь ничего в ту эпоху, когда гонки были едва ли не самым опасным занятием на Земле. А в назначенный час ему повстречался на дороге тот самый грузовик, которому и суждено было унести его жизнь.


Еще при жизни Майка, в 1978 году, итальянская компания-производитель мотоциклов Ducati назвала в честь него одну из своих моделей
Наверное, слишком красивая история, чтобы быть правдой, впрочем, как и весь жизненный путь Майка Хэйлвуда. Один из самых удивительных гонщиков во всемирной истории, 9-ти кратный чемпион мирового первенства по мотогонкам и 14-кратный победитель IsleofManTT, умел «зажечь», что ни говори, будто передавая частичку своей безудержной энергии окружающим..
Джакомо более известен своими титулами в мировом первенстве, чем выступлениями на IsleofManTT, что, впрочем, не мешает ему быть одним из самых успешных гонщиков в истории острова.


Самый титулованный мотогонщик в истории не мог не заехать на остров Мэн уже хотя бы потому, что во времена Агостини этот этап входил в состав чемпионата мира. Выступления итальянца датируются концом 60-х – началом 70-х, и соревновался он не просто успешно, а сверхуспешно, став символом мотогонок того времени.
За свои 14 лет карьеры Агостини выиграл 15 чемпионских титулов в различных классах. Он был действительно невероятным гонщиком: на протяжении четырех сезонов с 1968 по 1971 года итальянец выигрывал все гонки, в которых не сходил с дистанции (а сходов за это время у него было всего четыре).


Честно признаться, за все время, что автор интересуется гонками, он еще ни разу не видел таблицу выступлений, настолько ярко выкрашенную в золото. И это в 70-ые годы, когда в мотогонках не существовало ни команд-доминантов, ни уж тем более самовозок.
Неудивительно, что с такими результатами в чемпионате мира, итальянец всякий раз добивался успеха и на острове Мэн. Агостини посещал IsleofManTT 8 раз, и добыл 10 побед в различных классах. Это седьмой результат за всю историю острова, однако по славе и известности Джакомо был, без сомнения, первым среди всех кто когда-либо гонялся здесь.
По иронии судьбы, именно знаменитый итальянец стал одной из главных причин, почему чемпионат мира покинул остров Мэн навсегда. Нет, Джакомо не разбился и не погиб на очередной гонке IOMTT – к счастью, великий чемпион из всех своих передряг выбирался живым и практически невредимым.


Однако в один из дождливых дней 1972-ого на гонке острова Мэн разбился его друг, Гилберто Парлотти, и это стало последней каплей для Агостини. Он заявил, что больше никогда не выйдет на проклятую гонку, и это решение буквально взорвало весь «двухколесный» мир. Итальянец в то время был центром этого мирка, многократным чемпионом, победителем почти всех гран-при за последние пять лет, иконой для болельщиков и примером для коллег-гонщиков. Поэтому его решение оставить остров Мэн тут же поддержало огромное количество других участников, на долю которых в свое время также пришлось немало испытаний, связанных с IsleofManTT.
Этот бойкот стал концом для острова Мэн. Оставшись без главного мотогоночного события на Земле, он стал постепенно терять популярность, и в итоге дошел до нынешнего своего состояния, когда IsleofManTT является уделом группки преданных фанатов, а не событием мировой важности.


Что же до самого Агостини, то он еще поездил в чемпионате мира, выиграв пару-тройку титулов вдобавок к своей и без того богатой карьере, а также попробовал свои силы в Формуле 1, небезуспешно проведя в ней пусть и единственный свой сезон.
Для острова же итальянец остается единственным великим чемпионом, который, почувствовав вкус многочисленных побед, сумел сказать себе: «Все, хватит, это слишком опасно». Правильный ли выбор он сделал тогда? Скорее да, чем нет, ведь то, что случилось в итоге с островом, рано или поздно должно было произойти – уж слишком опасна эта трасса. И сам Джакомо теперь может спокойно наслаждаться старостью, а не лежать в земле, потеряв управление на одном из уличных участков трека. Скорее да, чем нет, но окончательного ответа вам никто не даст. В этом вся прелесть жизни.


Интересные факты

-В конце августа – начале сентября проходит что-то вроде местной гонки поддержки – ManxGrandPrix. Тот же маршрут и те же байки (кроме чудаковатых Sidecar), но вот среди участников сплошь аматоры и дебютанты. Несмотря на низкий опыт практически всех гонщиков, смертность на ManxGPне сказать чтобы выше, чем на его «старшем» собрате – IOMTT.
-Наибольшее количество побед, которого гонщику удалось добиться за один уик-енд – пять. Произошло это относительно недавно – в 2010 году Ян Хатчинсон выигралSuperbike, Superstock, две гонки Supersport, и, наконец, SeniorTT, установив, таким образом, рекорд острова Мэн.

-Соревнования на мотоциклах с колясками существуют как бы в параллельной реальности – гонщики оттуда редко принимают участие в заездах других классов, и наоборот – в сами Sidecar’ы обычные участники не суются. Самый титулованный пилот в классе «трехколесных» – Дэйв Молинью – накатал на острове Мэн уже 26 сезонов, дебютировав в далеком 1985-ом. Со своими 16-ью победами занимает третью строчку по общему кол-ву выигрышей на острове Мэн за всю историю.


-Из пяти наититулованейших гонщиков острова Мэн трое не дожили до пятидесяти, а из двух оставшихся Джону Макгинессу пока всего лишь 40, а второй, Дэйв Молинью, и вовсе не выступает на обычных классах мотоциклов.
-Трасса SnaefellMountainCourse (повторимся, так называется маршрут гонкиIsleofManTT) является далеко не единственным в своем роде уличным треком. К примеру, существует еще NorthWest 200, предлагающий схожий спектр «развлечений», куда ежегодно съезжаются почти все гонщики, участвующие в IsleofManTT. Тем не менее, остров Мэн однозначно признан самым опасным, и одновременно самым знаменитым местом для проведения мотогонок.


-Помимо и без того спорных с точки зрения безопасности официальных заездов острова Мэн, каждый год во время IsleofManTT тут организовывается «Сумасшедшее Воскресенье», во время которого любой желающий может с ветерком прокатиться по холмистой части трека, так называемой дороге А18, которая, как читатель уже мог догадаться, является одной из самых подлых и опасных частей трассы. Это самое «Сумасшедшее Воскресенье» и является камнем преткновения во всех спорах насчет безопасности проведения гонки.
-Вне населенных пунктов ограничения скорости на дорогах острова Мэн практически отсутствуют. Поэтому, чтобы приехать сюда и сгинуть в одном из коварных поворотов, вовсе не обязательно быть профессиональным гонщиком.
-Остров — одно из любимых мест журнала Top Gear для проведения своих извечных заездов для сравнения спортивных машин.

 


Isle of ManTT вот уже много лет живет под постоянной угрозой закрытия. Число смертельных аварий все растет, и дальнейшее проведение гонки все чаще и чаще оказывается под вопросом. Этому есть причины: с годами остров Мэн все больше кажется чем-то далеким от нашего мира, пережитком прошлого в эпохе тотального стремления к безопасности всего и вся. Обыватели, услышав о постоянных смертях на острове, удивляются: «Так зачем гонщики приезжают туда каждый год, зачем рискуют жизнями снова и снова?»
Действительно, зачем? Даже те из них, кто обладает внушительным состоянием, и любящими семьями, те, кому действительно есть что терять в этой жизни, не спешат завязывать с мотогонками. Почему – ответ прост: они зависимы. Когда регулярно переживаешь подобные опасности, хочешь не хочешь, а становишься другим человеком, человеком, частичка которого уже не может жить без адреналина.
Безусловно, не все участники оказывались в плену собственной жажды. Некоторым из них удалось завершить карьеру как подобает, и дожить до спокойной старости. Эти люди могут казаться довольно успешными, благоразумными, и даже в чем-то осторожными, но где-то в глубине души, можете поверить, они бы отдали все на свете, чтобы еще раз сесть на мотоцикл и пролететь по извилистым улочкамSnaefellMountainCourse.


Потому что бывших мотогонщиков не бывает. Потому что стоит тебе приехать сюда, прокатиться пару кругов, и ты войдешь во вкус. Стоит тебе войти во вкус, и ты становишься зависимым. А стоит тебе оказаться зависимым, и ты уже никуда отсюда не денешься. Потому что где бы ты ни был, в какой бы уголок света тебя не занесла судьба, твоя душа навсегда останется здесь – на Острове Проклятых.

 

Если статья улыбнула Вас,буду признателен за живой комментарий и лайк в соц.сетях.
Всем успехов и процветания!!!С уважением, Админ.

 


 

Twitter
Нравится
SocButtons v1.4

Добавить комментарий



Обновить

Копирование материалов сайта без прямой обратной индексируемой ссылки на первоисточник запрещено.